Первые упоминания о маленьких спаниелях в Британии относятся к 13-14 в.в.
В то время карликовые спаниели часто использовались аристократами на охоте,
однако со временем они все больше превращались в декоративных собак
и становились непременным атрибутом богатых гостиных.
Одно из самых первых изображений предков современных кавалеров и чарли -
это рыжие маленькие спаниели внизу в левом углу на картине Антонио Пизано (XV век).

На очень известной картине Тициана "Венера" (начало XVI -го века)
на кровати рядом с женщиной свернулся клубочком маленький спаниель.

Маленьких спаниелей с короткой мордой также можно увидеть
на картинах другого известного художника XVI века Паоло Веронезе.

Собаки исходной породы во множестве содержались при английском дворе 16 века.
После того, как они вошли в моду в аристократических салонах,
основное предназначение Кинг Чарльз спаниеля (охота) было сведено на нет .
Английский король Генрих VIII Тюдор (1509-1547 гг.) был известный тиран, тем не менее,
он питал слабость к маленьким спаниелям. Позднее, во времена правления его дочери королевы Елизаветы I,
игрушечные спаниели содержались как комнатные собачки, главной задачей которых было
доставлять своим хозяевам радость и свидетельствовать об их богатстве и высоком положении.
Наибольшей популярности эти собаки достигли в период правления английских королей из династии Стюартов -
Чарльза I (1600-1649гг.) и Чарльза II (1630-1685гг.). Для них при дворе не существовало закрытых дверей,
они заполняли в огромном количестве королевские покои и допускались даже в Британскую палату общин.
"Той-спаниель - это собака, которую создал сам король", - так отзывались о нем современники короля Чарльза II.
Изначальный, основной окрас кингов был рыжий и черный.
Добавив в разведение небольшую водную собаку, получили красивый черно-подпалый окрас.
И с тех пор многие щенки стали рождаться с перепонками между пальцами.
Окрас триколор был получен пересечением красно-белого итальянского спаниеля и черно-белого спаниеля Голландии.

В XIV - XVII веках представители породы часто позировали живописцам как члены семьи.
Разведением этих собак занимались самые титулованные особы.
Особая заслуга в разведении окраса бленхейм принадлежит
предку У. Черчилля и Принцессы Дианы Спенсер -
Джону Черчиллю 1 Герцогу Мальборо (1665 - 1722).
Он получил в подарок от королевы Анны замок с обширным парком и назвал его « «Бленхейм-хауз».
После победы в битве Дж. Мальборо занялся разведением своих любимых той-спаниелей.
Он впервые получил собак с четко разграниченными каштановыми пятнами на перламутрово-белом фоне.
Такой окрас стали называть «бленхейм». Он разводил этих собак в своём замке Бленхейм (отсюда название окраса).
К тому же его собаки стали более крупные и мощные, чем все предыдущие поколения.
Оставаясь в душе воином, он говорил, что его бленхейм должен уметь бегать, не отставая от лошади.
Он мечтал брать эту собаку с собой в походы как талисман, приносящий удачу.
Существует такая легенда по поводу "поцелуя Будды"(ромбовидного пятна на голове между ушами).
В ней говорится о том, как Герцогиня Сара ждала вестей от мужа с поля сражений,
а в это время у неё на коленях сидела её беременная собака.
В волнении она, сама того не замечая, постоянно надавливала пальцем на голову собаке, и потом,
когда появились щенки - то у всех на голове между ушами оказался виден отпечаток её большого пальца.

На современных фотографиях замок Бленхейм, он открыт для посещений как музей.
По желанию английского короля Эдуарда VII (1841-1910) все той спаниели в память о династии Стюартов
получили название Кинг Чарльз спаниели, и это название утвердилось за ними окончательно.
В конце 18 века, когда стало модно иметь собачек с курносым носом,
что и было проделано путем подмешивания кровей мопсов. Исходный тип почти исчез.
В 1926 году американец Розвел Элдридж (Roswell Eldridge) с английскими энтузиастами начали возрождение
первоначального облика Кинг Чарльза. Рузвел создал специальный класс на Крафте, в котором 5 лет подряд предлагался
специальный приз победителям (кобелю и суке) в 25 фунтов стерлингов. В то время это были очень большие деньги.
За основу искомого типа взяли картины Лэндсира и других художников 19 века.

Было представлено всего несколько собак.
Несколько лет подряд победителем ВОВ был Ann's Son.
C него и писался новый стандарт старой породы в 1928 году.
Абсолютное большинство современных родословных кавалеров ведут к этой собаке.
В 1936 году его выставляли ещё раз на Крафте в возрасте 9 лет, и он стал ВОВ.
В 1945 году Британским Кеннел Клубом был утвержден Стандарт Породы и официальное название: Кавалер Кинг Чарльз Спаниель.
"Новая" старая порода получила дополнительное название "Кавалер", что также связано с историческими событиями:
"кавалерами" называли сторонников короля Чарльза I в период гражданской войны против Кромвеля (1599-1658).
